Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/20.500.12701/2554
Название: Формирование приспособительных реакций учащихся в зависимости от типа психовегетативной регуляции
Другие названия: The formation of ents adaptive reactions depending on the type of psycho-vegetative regulation
Авторы: Казин, Эдуард Михайлович
Ключевые слова: психовегетативный статус
психосоциальная и физиологическая адаптация
исходный вегетативный тонус
уровень стрессоустойчивости
медицина томска
psychosocial and physiological adaptation
initial vegetative tone
level of stress tolerance
Дата публикации: 2014
Издательство: Сибирский государственный медицинский университет
Краткий осмотр (реферат): Целью проведенного среди учащихся в возрасте от 12 до 15 лет исследования явилось выявление интегративных критериев показателей, позволяющих оценить характер функциональных взаимосвязей между параметрами психосоциальной и физиологической адаптации учащихся в зависимости от возрастных, индивидуально-типологических особенностей вегетативной регуляции, личностного потенциала на различных этапах обучения школьников. Изучение особенностей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы проводилось по показателям автоматизированной кардиоритмографической программы. Исследование психофизиологических показателей осуществлялось при помощи автоматизированного комплекса, также было произведено измерение скорости простой зрительно-моторной реакции, реакции на движущийся объект, уровня функциональной подвижности нервных процессов и работоспособности головного мозга. Особенности психосоциальной адаптации анализировались при помощи восьмицветового теста Люшера. Все обследуемые лица на основании статистических характеристик сердечного ритма были разделены на три группы по тону исходного вегетативного тонуса: «ваготоников» (с преобладанием парасимпатической готовности), «симпатотоников» (с доминированием симпатолитических воздействий), «эйтоников» (сбалансированный тип вегетативной нервной системы). На основании исследования психодинамических, нейродинамических и вегетативных функций показано, что учащиеся с исходным ваготоническим тонусом характеризуются высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, низкой психосоциальной адаптацией, снижением активности нейродинамических функций и психодинамических процессов в динамике обучения, тогда как у лиц с доминированием симпатотонического типа регуляции отмечается высокий уровень нейродинамических процессов, психосоциальной адаптации на фоне выраженного напряжения механизмов вегетативной регуляции эйтонических. Школьники с исходным вегетативным тонусом демонстрируют достаточный уровень психосоциальной адаптации, активности психодинамических и нейромоторных процессов, сопровождающихся сохранением функциональных возможностей организма, судя по параметрам миокардиально-гемодинамического гомеостаза. Установлено, что формирование процесса психосоциальной и физиологической адаптации и дезадаптации обучающихся в значительной мере определяется типом вегетативного тонуса, степенью стрессоустойчивости, стратегиями поведения в стрессовых ситуациях.
The purpose of the students (12 to 15 years old) examination was to identify the integrative criteria of assessing the nature of the functional relationships between the parameters of the psychosocial and physiological adaptation of students, depending on age, individual-typological peculiarities of vegetative regulation, personal potential at different stages of school education. The study of the characteristics of vegetative regulation of the cardiovascular system was made with a help of an automatic cardiac-rhythm programs. The research of psychophysiological parameters was fulfiled using an automatic complex. The measurement of the speed of simple visual-motor reaction (PSMR), reaction to a moving object (WFD), the level of functional mobility of nervous processes (WFP) and health brain (DDM) were made before. Features psychosocial adaptation was analyzed using 8-color Luscher test. All examinee were divided into three groups on the basis of the statistical characteristics of the cardiac rhythm by the tone source autonomic tone: “vagotonia” (with a predominance of parasympathetic sistems), “somatotonic” (with domination of the sympatholytic effects), “atonic” (balanced type of vegetative nervous system). Based on the analysis of psychodynamic, neurodynamic and vegetative functions showed that students with initial vagotonies tone are characterized by high levels of situational and personal anxiety, low psychosocial adaptation, decreased activity of neurodynamic functions and psychodynamic processes in the learning dynamics, whereas the individuals with dominance of sympatotonics type regulation have high level of neurodynamic processes, psychosocial adaptation, against the background of significant stress mechanisms of vegetative regulation. Students with initial vegetative tone demonstrate a sufficient level of psychosocial adaptation, activity psychodynamic and neuromotor processes, accompanied by the preservation of the functionality of the body according to the parameters myocardial-hemodynamic homeostasis. It is established that the formation process of psychosocial and physiological adaptation and disadaptation of students is largely determined by the type of vegetative (autonomic) tone, degree of stress, behaviour strategies in stressful situations.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://hdl.handle.net/20.500.12701/2554
ISSN: 1682-0363
Располагается в коллекциях:Бюллетень сибирской медицины

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
bsm-2014-6-126-130.pdf454,29 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons